Версия для слабовидящих
Этический кодекс социального работника ГБУ «Чкаловский дом-интернат»
1. Общие положения
Социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий, т.к. является деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем.
Ведущая роль в осуществлении социальной работы принадлежит именно социальным работникам, поскольку на них лежит непосредственная работа с людьми, которые нуждаются в помощи.
«Социальный работник» - это любой работник ГБУ «Чкаловский дом-интернат», оказывающий социальные услуги, независимо от занимаемой должности. В своей работе социальный работник должен руководствоваться профессиональной этикой.
Профессиональная этика – это совокупность норм поведения, идеалов, ценностей, которые отражают сущность профессии социального работника и являются примером гуманного отношения к человеку, доброты и милосердия, честности и справедливости.
2. Этическая ответственность социальных работников в отношении коллег
1.Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива целям, содействие коллегам в достижении их целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива.
2.Забота о единстве и целостности коллектива, как решающего субъекта социальной работы, связана с организацией целенаправленного, слаженного действия всех его членов, принимающих участие в решении общих проблем, стоящих перед коллективом.
3.Каждый социальный работник несёт ответственность за эффективность деятельности всего коллектива. Он должен согласовывать свои действия с действиями коллег, обмениваться с ними опытом, учиться у них мастерству и обучать менее опытных, относиться с уважением к лучшим традициям коллектива, изыскивать новые, более эффективные формы и методы работы.
4.Социальные работники должны относиться к коллегам с уважением, избегать неоправданной негативной критики коллег в разговорах с получателями социальных услуг и другими работниками. Неоправданная негативная критика может включать оскорбительные комментарии по поводу уровня компетенции коллег или в адрес индивидуальных качеств, таких, как национальность, возраст, семейное положение, политические убеждения, вероисповедание, умственная и физическая отсталость.
5.Социальные работники должны уважать конфиденциальную информацию, полученную от коллег в ходе профессиональных отношений и взаимодействий.
6.Социальные работники не должны привлекать получателей социальных услуг к спорам со своими коллегами или вовлекать их в некорректные обсуждения конфликтов между социальными работниками.
7.Социальные работники должны хорошо знать области компетенции и опыт своих коллег. Социальным работникам следует получать консультации только у тех коллег, которые продемонстрировали знания, опыт и компетенцию в отношении предмета консультации.
8.Когда социальные работники считают, что их работа неэффективна и они не достигают необходимого прогресса, они должны направлять получателей социальных услуг к другим профессионалам, когда для более полного предоставления услуг необходимы специальные знания.
9.Социальные работники, у которых есть прямые свидетельства ухудшения здоровья их коллеги, причинами которого являются личные проблемы, психосоциальные расстройства, злоупотребление алкоголем и наркотиками, психические заболевания, что уменьшает эффективность их практической деятельности, должны поговорить с этим коллегой и по возможности помочь ему в лечении. Если их коллега не принимает соответствующих мер, то необходимо поставить в известность администрацию учреждения.
10.Социальные работники - руководители должны отстаивать интересы своих подразделений как внутри, так и за их пределами, чтобы обеспечить ресурсы для удовлетворения потребностей получателей социальных услуг.
11.Социальные работники должны бережно относиться к ресурсам подразделения, разумно экономить средства.
12.Социальные работники должны регулярно знакомиться с профессиональной литературой и постоянно совершенствовать свои знания в области практической деятельности и этики социальной работы.
3. Этическая ответственность между социальными работниками и получателями социальных услуг
1.Социальные работники должны принимать ответственность и браться за работу только на базе полученных ими знаний или с намерением приобрести необходимую компетенцию.
2.Социальные работники не должны потворствовать, содействовать любой форме дискриминации.
3.Социальные работники не должны принимать участие в действиях, связанных с нечестностью, жульничеством или обманом, вмешиваться в финансовые дела клиентов.
4.Во избежание конфликта интересов социальные работники, чьи личные проблемы мешают их профессиональным решениям и деятельности, должны прекратить работу и уведомить непосредственного руководителя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, чтобы не ставить под угрозу интересы людей, за которых они несут ответственность.
5. Социальные работники должны проводить чёткие различия между заявлениями и поступками, сделанными ими от имени частного лица или от имени представителя своей профессии.
4. Этические отношения между социальными работниками и получателями социальных услуг
Высшая цель, которою ставит перед собой социальный работник - способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности получателя социальных услуг. Социальный работник оценивает этическую приемлемость цели, поставленной получателем социальных услуг, планирует конкретные действия по её достижению и берёт на себя личную ответственность за это.
Для достижения поставленных целей социальный работник использует все допустимые легальные средства. При выборе этих средств он руководствуется этическими принципами, главный из которых - «не навреди!»
Действия социального работника должны быть подчинены только положительной мотивации. А именно:
1.Стремление сделать добро, оказать помощь нуждающимся.
2.Подчинённость чувствам человеческого и профессионального долга.
3.Потребность в достижении положительных идеалов.
4.Потребность быть нужным людям, радость от достигнутого благополучия получателя социальных услуг, гордость за его успехи.
В своей деятельности социальные работники руководствуются следующими принципами профессиональной этики:
Соблюдение рациональных интересов получателя социальных услуг. Социальный работник помогает получателю социальных услуг определить приоритеты решаемых проблем и вовлекает его в деятельность по самопомощи. Система социальной защиты гарантирует получателю социальных услуг удовлетворение основных рациональных потребностей.
Личная ответственность социального работника за нежелательные для получателя социальных услуг и общества последствия его действий. Социальный работник несёт ответственность за последствия принимаемого им решения. Получатель социальных услуг озабочен достижением своего блага, социальный работник – не только этим, но и возможными последствиями для общества.
Уважение права получателя социальных услуг на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действиях.
Получатель социальных услуг, как личность, обладает всеми правами человека, в том числе и правом самостоятельно определять свою судьбу, образ и стиль жизни, иметь собственные убеждения, суждения, взгляды, собственные понятия о добре и зле.
Принятие получателя социальных услуг таким, каков он есть.
В социальной помощи нуждаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Причины этих обстоятельств могут быть разными – как объективными, так и субъективными. Социальный работник даёт рекомендации с учётом личного фактора получателя социальных услуг и обстоятельств.
Конфиденциальность.
Всё, что касается условий жизнедеятельности получателя социальных услуг, его личных качеств, проблем, является конфиденциальной информацией. Получатель социальных услуг должен быть поставлен об этом в известность. Сведения о нём могут быть сообщены социальным работником только с разрешения его самого и только тем лицам, которые могут быть задействованы в решении его проблем.
Доброжелательность.
Она присутствует на всех этапах взаимодействия специалиста с получателем социальных услуг, помогает ему найти верный тон при первом разговоре с ним, помочь ему откровенно рассказать о своих проблемах и трудностях. Благодаря ей получатель социальных услуг чувствует в социальном работнике неравнодушного чиновника, а живого человека, готового понять и помочь ему.
Безопасность.
Создание вокруг получателя социальных услуг безопасного окружения, предотвращение возможности травмы, использование своих знаний о потенциальных опасностях является обязанностью социального работника. Руководствуясь здравым смыслом, он может предусмотреть нежелательный ход событий и принять меры, чтобы их предотвратить.
Общение.
Правильное общение ведёт к взаимопониманию социального работника и получателя социальных услуг. Оно требует внимательного отношения, взаимной готовности к общению. Общение является тем принципом, без которого невозможно применять все остальные принципы.
Бескорыстие.
Оно проявляется в отношении социального работника к получателю социальных услуг. Если получателю социальных услуг необходимо оказать платные услуги, то делает это учреждение социальной защиты, а не отдельный социальный работник, хотя выполняет работу именно он.
Независимость.
Социальный работник, как профессионал, содействует в целях самореализации получателя социальных услуг, повышение его личного потенциала.
Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника и получателя социальных услуг.
Доверие со стороны получателя социальных услуг к социальному работнику – следствие его деятельности. Оно заслуживается. Не следует скрывать от получателя социальных услуг негативного результата совместных действий или приукрашивать его. В деликатной форме его знакомят с результатами, объясняются причины неудачи и планы исправления ошибок.
Отсутствие предрассудков в отношении получателя социальных услуг.
Каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, мнения, которые необязательно должны совпадать с воззрениями социального работниками.
Стандарты поведения социальных работников
Обязательно следует:
* Соблюдать конфиденциальность информации: вся информация, полученная работником в процессе его трудовой деятельности в учреждении, является информацией для служебного пользования.
*Приходить на работу не менее чем за 5 минут до начала рабочего дня.
*В случае болезни, не позднее, чем за час до начала рабочего дня, предупредить своего непосредственного руководителя о невыходе на работу, затем сообщить о продлении больничного листа.
*Следить за чистотой в учреждении, если заметите грязь или мусор, следует убрать, не дожидаясь указания руководителя.
*Без промедления сообщать непосредственному руководителю о ситуациях, которые препятствуют выполнению работы (авария, травма, несчастный случай и пр.)
*Аккуратно, точно и своевременно вести служебную документацию.
*Работать честно и добросовестно.
*Профессиональным поведением поддерживать имидж социального работника.
Запрещается:
*Опаздывать на работу, в том числе после обеденного перерыва.
*Оставлять рабочее место без согласования с непосредственным руководителем.
*Продавать или покупать в учреждении товары в личных целях.
*Организовывать или осуществлять сбор пожертвований, распространять литературу, вести агитацию и пропаганду, проводить рекламные мероприятия без санкции директора учреждения.
*Пользоваться мобильным телефонам в личных целях во время работы.
*Вести личные разговоры и собираться группами при посетителях.
*Курить в помещениях учреждения.
*Есть, пить, жевать жевательную резинку при посетителях.
*Читать газеты, журналы, слушать плееры и смотреть телевизор в рабочее время.
*Использовать технику, оборудование учреждения в личных целях.
*Вмешиваться в финансовые дела получателей социальных услуг.
Стандарты обслуживания получателей социальных услуг
1.Необходимо приветствовать получателя социальных услуг при встрече.
2.Если речь идёт о конфиденциальных вопросах, социальный работник должен говорить тише, чтобы окружающие не слышали содержание разговора с получателем социальных услуг.
3.Нельзя вести посторонние разговоры в присутствии получателя социальных услуг.
4.Никогда не обменивайтесь служебной информацией в присутствии получателей социальных услуг.
Стандарты внешнего вида социальных работников
Одежда:
*Должна быть опрятной, чистой и выглаженной.
Обувь:
*Должна быть чистой, ухоженной, начищенной в течение всего рабочего дня.
*Необходимо наличие сменной обуви для работы в учреждении.
*Обратите внимание: в целях безопасности подошва не должна скользить.
Украшения:
*Татуировки на видимых участках кожи недопустимы.
Волосы:
*Должны быть чистыми, аккуратно уложенными.
*У женщин волосы ниже плеч должны быть подобраны и заколоты сзади. Все аксессуары, используемые для волос, должны быть неброскими.
*Цвет волос должен быть естественным, не разрешаются экстравагантные причёски.
*У мужчин волосы должны быть аккуратно подстрижены (максимум до воротника сорочки). Длинные волосы и косички неприемлемы для мужчин, обслуживающих получателей социальных услуг.
*Мужчины должны быть чисто выбриты, усы у мужчин должны быть аккуратно подстрижены так, чтобы была видна верхняя губа. Бакенбарды должны быть не ниже середины уха.
Руки:
*Должны быть чистыми, ухоженными.
*Ногти у мужчин аккуратно подстрижены, у женщин должны быть не длиннее 1,5 см.
*Для женщин допустим «французский маникюр».
Макияж:
*Должен быть естественным, лёгких пастельных тонов. Он не должен быть «видным» и чрезмерным.
Гигиена:
*Соблюдайте правила личной гигиены. Запах пота недопустим.
Рабочее место:
*На рабочем месте социального работника должны быть только канцелярские принадлежности и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
*На рабочем столе не должно быть личных вещей работника.
*Все папки и вспомогательные материалы должны быть убраны в тумбы.
Заключение
Деятельность социального работника протекает на глазах у людей и поэтому постоянно оценивается ими. Долгом социального работника по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета и общественного мнения. Социальные одобрения его деятельности, признание получателями социальных услуг и коллегами его высоких качеств составляет честь и достоинство социального работника. Такие качества не даются специалисту вместе с профессией и служебным удовлетворением, они формируются в процессе его постоянной работы над своими профессиональными качествами.
Каждый социальный работник должен осознавать, что социальная работа – это не просто профессия, а образ жизни, несовместимый с равнодушием, дилетантизмом и примитивизмом в мышлении, общении и деятельности.
Социальный работник должен всегда помнить, что он является представителем благородной профессии и всем своим поведением и внешним видом нести достойное звание Социального работника.
Этический кодекс социального работника ГБУ «Чкаловский дом-интернат» обсуждён и одобрен на собрании трудового коллектива 30.03.2018г.
ГБУ "Чкаловский дом-интернат для престарелых и инвалидов"
Сокращенное наименование: ГБУ "Чкаловский дом-интернат"
Дата государственной регистрации: 10.12.2002 г.
Учредитель: Министерство социальной политики Нижегородской области
Директор: Панков Юрий Александрович
Адрес: 606540, Нижегородская область, городской округ г. Чкаловск, г. Чкаловск, пер. Восточный, 4
Справочный телефон: (831 60) 4-11-76 | Факс: (831 60) 4-56-26
E-mail: dipi@soc.chk.nnov.ru